«К самим вещам!» Этот призыв, адресованный некогда Э. Гуссерлем прежде всего самому себе, выражает важнейшую интенцию, общую для всех представителей феноменологической философии. Любой феноменолог очень хорошо сознаёт нашу общую склонность навязывать вещам свои представления и «правила игры», тем самым обеспечивая себе сомнительную роль «хозяина положения». И он ищет, как преодолеть эту склонность, осуществляя радикальную «перемену ума», с тем, чтобы из «владеющего» стать «внемлющим», дающим вещам раскрыться «самим от себя». И как внемлющий он оказывается способен быть «ответствующим» – отвечающим тому, что есть.
Путь к такому ответствующему внятию вещам не может стать «техникой», «алгоритмом»; однако когда он проложен первопроходцем-феноменологом, ему можно учить. Научение здесь по смыслу своему больше подобно научению искусству – ситуации, когда, например, зрелый художник учит рисовать. Конечно, меньше всего такой художник желает приобрести в лице своих учеников плеяду эпигонов-подражателей; его предельная задача – помочь каждому из них найти свой путь к живописи.
На наших лекциях мы будем учиться у больших мастеров-феноменологов. Знакомясь с каждым из них, приходя в мастерскую их мысли, куда они приглашают нас своими книгами, мы увидим, сколь неповторим стиль и способ мысли каждого мастера, и сколь при этом каждый из них верен общему для них призыву: «К самим вещам!».
Наш курс включает в себя 4 раздела. Первые два «персонифицированы» и посвящены подходам двух больших мастеров – Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера. Вторые два раздела – тематические. В них мы будем говорить о феноменологии религии и феноменологии эстетического опыта. Обращаясь к этим темам, мы увидим, что отличия путей, прокладываемых феноменологами «к самим вещам», связаны не только с личной неповторимостью каждого мастера, но и с тем, к каким именно «вещам» и к какой области нашего опыта обращается феноменолог.
Дело, предлежащее нам, непросто, но не стоит бояться того, что Вам может не хватить подготовки. Ведь мы будем идти не от знаний; мы будем стремиться разобраться в обсуждаемых вещах так, чтобы неотчуждённо их понять, а для этого понадобится не столько знание, сколько интерес.
«Жизненный мир» как центральное понятие в феноменологии позднего Гуссерля. «Генетическая феноменология» и жизненный мир. Жизненный мир и феноменологическое исследование отдельных наук.