Обучение подходу Понимающая психотерапия
О подходе Понимающей психотерапии
Понимающая психотерапия избирает в качестве своего главного психотерапевтического упования процесс переживания. Она тем самым следует руслу экзистенциально-гуманистического направления, рассматривая две школы этого направления в качестве своих истоков – личностно-центрированную психотерапию К. Роджерса и логотерапию В. Франкла. Однако понимающая психотерапия не заимствует готовую категорию переживания из экзистенциально-гуманистической психологии, но разрабатывает ее в лоне собственной общепсихологической традиции, а именно школы Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева, внося в эту категорию ряд принципиальных инноваций. Ф.Е. Василюк (Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук).

Автор подхода «Понимающая психотерапия» - доктор психологических наук Фёдор Ефимович Василюк.

Подход создан для работы со взрослыми клиентами в формате индивидуальной психотерапии.
Главная цель подхода - вернуть человеку осмысленность своей жизни в целом и понимание, каким образом справляться с возникшими психологическими трудностями.

Научным фундаментом понимающей психотерапии выступает культурно-деятельностная парадигма, объединяющая работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, а также многих других известных советских и российских ученых. На этой почве переосмысляется и развивается консультативная модель личностно-центрированной психотерапии Карла Роджерса.

В понимающей психотерапии развивается концепция особой деятельности человека – деятельности ПЕРЕЖИВАНИЯ. Например, мы иногда можем сказать о человеке, попавшем в тяжелую ситуацию: «Ему нужно это пережить». Это значит найти свой способ пройти этот кризисный этап, выйти из него с новым пониманием себя и своего пути.
Понимающая психотерапия исходит из идеи, что каждый человек является автором своей жизни, и задача терапии и терапевта помочь клиенту вернуть себе ощущение авторства и способности выстраивать свой жизненный путь.
Об обучении
Чтобы лучше понять последовательность освоения подхода от ступени к ступени, можно провести аналогию с постепенно расширяющимся взглядом на процесс психотерапии. Начало обучения – это умение видеть взаимодействие с клиентом в масштабе нескольких фраз, понимать, каким образом отвечать клиенту, поддерживать его внутреннюю работу на небольшом временном отрезке.

Чем дальше продвигается ваше обучение, тем шире ваш взгляд – вы учитесь выстраивать отношения с клиентом, помогать клиенту продвигаться в решении его проблем на уровне целой часовой консультации, знаете, как начать, как закончить консультацию, как добиваться совместности с клиентом.

Постепенно вы начинаете понимать работу уже на уровне нескольких консультаций, овладеваете специальными методиками, позволяющими продвинуться в работе со сложными, устойчивыми психологическими проблемами. Ближе к концу обучения вы уже обозреваете горизонт целостной психотерапии, учитесь думать в терминах тактики и стратегии работы с клиентом.
Для кого:
Практикующих психологов
Студентов психологических факультетов
Помогающих специалистов
Ценности обучения:
В процессе обучения мы
формируем профессионала:
  • Владеющего интересным, современным, глубоко проработанным методом психотерапии
  • Умеющего помогать своим клиентам не по формальным алгоритмам, а с помощью продуманной и творчески осмысленной техники и глубокой личностной вовлеченности, способности к настоящей совместности
  • Знакомого с полем современной мировой психотерапии, с наиболее известными, интересными и эффективными методами, популярными сегодня, и умеющего интегрировать их в свою практику
  • Не замкнутого в узком кругу необходимой для работы информации, а умеющего видеть шире, что отличает развитое профессиональное мышление, что дает возможность осмыслять свою практику и делать ее лучше
  • Прошедшего все необходимые этапы и аспекты профессионального становления - целостное обучение, практику и супервизию, личную психотерапию.
  • Который находясь в процессе обучения в позиции соавтора, научился реализовывать свой профессиональный замысел и стремится развиваться
Траектория обучения
Обучение подходу понимающая психотерапия занимает 3 года и состоит из 5 ступеней
Как проходит обучение:
Занятия проходят в творческой атмосфере, наполненной постоянной практикой, упражнениями, взаимодействием с коллегами. Любая теория, предлагаемая слушателям, проверяется на практике. Слушатели уже в процессе обучения учатся понимать себя как профессионалов, формируют свой личный стиль психотерапии.
Позиция преподавателя на каждой ступени предполагает одновременно поддержку профессионального становления слушателя, помощь в преодолении первых тревог и неуверенности, обучение через собственный пример, демонстрацию. Одновременно преподаватель помогает слушателям следить за качеством и полнотой освоения материала, помогает увидеть собственные ошибки и перспективы роста.

Занятия
Проходят очно или онлайн в группах по 15-20 человек, предусмотрены записи занятий
Материалы для самостоятельного изучения
Предоставляется литература для самостоятельного изучения и дополнительные материалы обучения
Формат мастерской
Занятия насыщены упражнениями и предполагают проведение собственных учебных «консультативных этюдов», упражнения в малых группах, разборы протоколов реальных сессий
Демонстрационные сессии
На которых есть возможность наблюдать работу в подходе, углубить навыки использования методов понимающей психотерапии благодаря обсуждению
Дидактическая психотерапия
Возможность получить минимальный клиентский опыт понимающей психотерапии в формате «психотерапевтического этюда»
Чат с одногруппниками
и преподавателями для вопросов и обмена опытом
Работа в тройках
Возможность на практике отработать полученные знания
Домашние задания
для отработки полученных знаний, с обратной связью от ассистентов преподавателя
Супервизии
Каждая ступень обучения понимающей психотерапии оканчивается А-ступенью. На этой добавочной ступени слушатель проводит самостоятельную консультацию с клиентом, в рамках которой применяет все умения и навыки, освоенные на предшествующей ступени. Эта работа затем подробно разбирается в формате групповой супервизии. Таким образом, слушатель получает возможность проверить себя и все освоенные техники в реальной ситуации консультирования.
Удостоверение о повышении квалификации
После окончания обучения выдается сертификат и удостоверение о повышении квалификации государственного образца
Базовые понятия и технологический алфавит. Сентябрь. Онлайн.
Базовый уровень. Ступень 1
Онлайн / Офлайн
70 академических часов
Подробнее
Хронотоп психотерапевтической ситуации.
Базовый уровень. Ступень 2
Онлайн / Офлайн
125 академических часов
Подробнее
Психотерапевтическая методика и композиция.
1-й Профессиональный уровень. Ступень 3
Онлайн / Офлайн
130 академических часов
Подробнее
Психотерапевтическая методика и композиция. 25 февраля. Онлайн.
1-й Профессиональный уровень. Ступень 4
Онлайн / Офлайн
100 академических часов
Подробнее
Тактика и стратегия терапевтического случая.
2-й Профессиональный уровень. Ступень 5
Онлайн / Офлайн
90 академических часов
Подробнее