«Правильно я понимаю». Утвердительные (не вопросительные) реплики терапевта: опыт мотивационного интервьюирования
В понимающей психотерапии принято выделять четыре базовые терапевтические реплики с множеством элементов и вариаций. Критерий данной типологии – уровень переживания, на поддержание которого направлено высказывание терапевта, при этом везде необходимым элементом является оператор понимания. В личностно-центрированных подходах существуют альтернативные подходы к типологизации реплик. Например, в широко распространённом мотивационном интервьюировании Билла Миллера и Стивена Роллника. В этом подходе также уделяется много внимания осмыслению и эмпирической проверке лингвистической стороны терапевтического взаимодействия. Там множество интересных наблюдений и принципов, которые, кажется, могут быть полезны для обогащения практики понимающего терапевта.
Так, авторы подхода выделяют четыре типа базовых реплик в зависимости от стратегических задач для поддержания этапов процесса исследования (на деле, переживания):
1️⃣открытые вопросы;
2️⃣подтверждение (признание сильных сторон, усилий клиента, с целью повышения уверенности в способности к изменениям);
3️⃣отражение (о чём пойдёт речь в данном посте);
4️⃣резюмирование (подытоживание, связывание, собирание уже высказанного)
Отражающая реплика, по сути, и есть понимающая, но с принципиальными отличиями:
- Оператор понимания намеренно опускается;
- Предпочтение отдаётся утвердительным, а не вопросительным форме и интонации высказывания.
Аргументы авторов следующие:
- Терапевт призван не обозначать, что услышал слова клиента (вершина айсберга), а действительно стремиться его понять (подводная часть айсберга, т.е. смысл за словами).
- В ответ на вопросительную реплику клиент автоматически дистанцируется от переживания, ставит его под вопрос, ощущает требовательность, а в ответ на утвердительную – делает ещё один шаг вдоль процесса осмысления, ощущает желание уточнить, продолжить.
Отражающие реплики могут быть простыми и глубокими.
Клиент: «Я хотел бы быть более общительным»
Простое отражение: «Вам бы хотелось больше общаться с людьми»
Пример глубокого, продолжающего отражения, к построению которого призывают авторы: «Вы чувствуете себя одиноким и хотите иметь больше друзей».
«Вы сильно нервничаете, когда приходится разговаривать с незнакомыми людьми».
«Вы хотели бы тратить больше времени на знакомство с людьми».
«Вы хотели бы стать популярнее».
«Вы не знаете, что сказать, когда общаетесь с людьми».
Как видно, добавляется некоторое значение по отношению к высказанному клиентом, делается предположение о невысказанном содержании или о том, что в этом нарративе может последовать дальше (на один шаг вперёд). Это именно способ проверить свою догадку, а не утверждение, что всё верно понято. Авторы обращают внимание на то, что хождение по кругу в консультировании часто связано с тем, что терапевт мало дерзает употреблять глубокие отражающие высказывания, полагаясь на вопросы и простое отражение. Согласно их исследованиям, в успешных консультациях соотношение утвердительных и вопросительных реплик не ниже 2/1.
Навык глубокого отражения состоит в способности схватывать и удерживать целостный контекст, слышать смысл и переживания за словами. То есть зависит от тренировки и опыта. Практикам развития этого навыка посвящено несколько глав книги, при этом авторы призывают практиковать такое понимание в повседневности – действительно вслушиваться в смысл и проверять своё понимание в общении со всеми людьми.
На русском языке опубликовано третье издание книги как «Мотивационное консультирование» (2013), подробнее об отражении в главе 5, с. 77.
В рамках последней конференции мы с Людмилой Андриановой и Максимом Кислюком провели по этой теме мероприятие:
https://co-experiencing.timepad.ru/event/2624436/Эту встречу мы посвятим обсуждению, развитию и экспириентальной проверке эффективности навыков вслушивания и отражения.